КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ
ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
¾ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации
нравственного выбора;
¾ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах,
сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
¾ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках,
их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
¾ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути,
значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
¾ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков
литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
¾ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа,
поколения, эпохи;
¾ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях
и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
¾ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности
сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
¾ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём
вкладе в общественный прогресс;
¾ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об
общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
¾ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
¾ нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта,
ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
¾ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
¾ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
¾ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях
развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.